спектакль "О" по пьесе Алексея Слаповского 

О, будет жарко!

Случалась ли вам бывать на далеком острове, затерянном в водах океана? Приходилось ли общаться с вождем племени и, опасаясь за свою жизнь, подбирать нужные слова? В вашей жизни не было таких приключений? Тогда вам просто необходимо попасть на премьеру в городской театр драмы. Там сейчас горячая пора: отменены все выходные, репетиции идут ежедневно, а до 3 марта, на этот день премьера назначена, остаются считанные дни.
Автор новой пьесы, которая свела с ума наш театр – Алексей Слаповский. Он один из самых популярных и читаемых современных авторов. Городской театр драмы уже ставил спектакль по пьесе А. Слаповского «Не такой как все». Мы все помним эту яркую постановку, в которой были задействованы московские «звезды», помним, с каким успехом шел спектакль, поставленный режиссером Алексеем Чернобаем. И вот новая пьеса, новая постановка. И целая цепь случайностей или закономерностей. Просто свой новый сборник пьес Алексей Слаповский подарил Алексею Чернобаю, когда приезжал в Александров на постановку выше названного спектакля. В этом сборнике и нашлась пьеса, я умышленно ее не называю, но точно знаю – она так «зацепила» режиссера-постановщика, что он называет ее постановку не иначе как делом всей своей жизни.
- Я понял, что мы будем играть именно эту пьесу, когда нашел пространственное решение, - сказал А. С. Чернобай, - и, по-моему, так с пространством еще никто не работал.
Эту работу с пространством я увидела, когда пришла в театр за пару недель до премьеры. Делюсь впечатлениями: зрительного зала в театре нет, сцены в привычном понимании нет тоже! Кто был в театре, знает, зал небольшой, всего сто квадратов, так вот теперь всю эту площадь занимает остров. Проложены бамбуковые дорожки, висят бамбуковые навесы, возвышаются какие-то помосты, на одном из них громоздится холодильник и аппарат по производству попкорна, будет еще и телевизор. Сама видела это чудо техники дикого племени в актерской. Где будут зрители? На острове! Они в буквальном смысле этого слова будут по острову разбросаны в разных местах, да еще и в костюмах аейского племени! Само действо будет происходить везде, на всем острове, что со всех сторон омывается океаном. Океан, кстати, уже завезли.
Два слова о содержании новой пьесы. Вася и Петя, вполне современные люди, после авиакатастрофы попадают на маленький остров, где живет племя аейцев. Взаимоотношения представителей разных культур и будут в центре внимания. Жанр пьесы – фантасмагория.
- Будет и смешно, будет и страшно. Настолько будет страшно в финале, что я перед показом обязательно скажу об этом зрителям. Вдруг в зал придут те, у кого проблемы с сердцем, - делится Алексей Чернобай.
- Заинтриговали, а кто играет – наши или москвичи?
- Только наши. Я считаю, что театр сумел собрать очень сильный актерский состав. В новой пьесе задействованы и Станислав Нарциссов, и Денис Алексеев, и Вероника Романова, и многие другие. Много работали над музыкальным оформлением спектакля. Работа художника громадная, костюмы будут необычные, сложный грим.
- Ритуальные пляски будут?
- Будут. С нами давно уже работает хореографический ансамбль «Иллюзион». Они задействованы и в новой постановке.
- Спектакль, я понимаю, затратный, а всего 45 стульев?
- И еще пару стульев уберем, мешают действию. А что делать? Конечно, спектакль очень затратный. Причем настолько, что и свои деньги приходится вкладывать, но ведь такое никто никогда не делал!
Не часто приходится беседовать со счастливым человеком. Все больше на жизнь люди жалуются. А вот то что, работая над новой пьесой, Алексей Чернобай счастлив, я просто убеждена. Бесспорно, устал, забот не меряно, но глаза горят, движения порывистые, резкие, энергетика бешеная. Даже ЧП, произошедшее в театре, ушло на второй план по сравнению с премьерой. А случилось вот что, кабинет режиссера залило горячей водой, уничтожено все - мебель, книги, архив театра. Вот бы горе - умельцев коммунальщиков отправить на какой-нибудь остров! Только не на тот, где живут аейцы. Там роли расписаны, мизансцены определены, премьера состоится 3 марта, а потом спектакль планируют играть в Александрове долго. Так что все на остров! Любителям острых ощущений и красивых аборигенок никто не запрещает бывать там часто.


ОСТРОВ В ФОРМАТЕ 5D

Начало весны ознаменовалось важным событием в культурной жизни города. Городской александровский театр драмы представил на суд зрителей премьеру. Алексей Чернобай, главный режиссер и художественный руководитель театра, поставил спектакль по пьесе современного драматурга А. Слаповского «О».
Это первая в истории постановка неординарной пьесы одного из самых читаемых драматургов. Автор на премьере был, он по старинной традиции и дал разрешение на начало спектакля.
Фабулу пьесы можно обозначить в двух предложениях, пересказывать содержание – дело неблагодарное и ненужное. Итак, русские парни Петя и Вася после авиакатастрофы попадают на остров, затерянный в океане. Остров не просто обитаем, там живет племя аейеев, и каннибализм этому племени не чужд. Естественно, герои хотят выжить. Какой ценой, узнаете, когда придете в театр на спектакль. Это спектакль о жизни и смерти, о добре и зле, о верности, любви и предательстве. Это спектакль о быстротечности человеческой жизни, в которой нам простым смертным просто необходимо ценить каждый миг. В антракте, а спектакль идет два с половиной часа, эту мысль о непредсказуемости явления, которое мы называем словом «жизнь» подтвердил сам автор. Алексей Слаповкий согласился на интервью: «Я писал эту пьесу, когда в Юго-Восточной Азии прошло страшное цунами. Тогда в Таиланд собирался мой друг с семьей, но в последний момент передумал и не поехал. Это заставило его поверить еще больше в пословицу: человек предполагает, а Бог располагает. Мы ведь живем, не думая о завтрашнем дне. Так что «О» - это пьеса-предупреждение при всей ее наивности. Она об ответственности. Никому никогда не говорил, Вам скажу, графическое начертание «О» - ноль. Все может стать нулем в один миг, поэтому нужно жить, любить, растить детей, играть!»
Играют актеры, занятые в спектакле, на пределе. Мы видим их пот, их слезы, мы вместе с ними смеемся. Эффект усиливается в несколько раз, поскольку они не просто оказываются на расстоянии вытянутой руки, бывают моменты, когда руки актеров и зрителей соприкасаются. Невольно ловишь себя на мысли, что усидеть на месте трудно, хочется подыграть, а к середине спектакля вообще осознаешь себя полноправным членом аейского племени. И как-то приказы вождя уже хочется исполнять беспрекословно. Вождь в исполнении Станислава Нарциссова невероятно колоритен. Актер в этой роли лет двадцать скинул точно. Сердце сжимается, когда видишь, с какой невероятной силой он раскачивается на бамбуковом навесе, как спрыгивает с высоты и стремительно несется по помостам. Кроме внешнего проявления силы, Нарциссов демонстрирует и силу внутреннюю, он всегда это делает великолепно. Сила в хитрой усмешке глаз и вкрадчивой интонации речи. Супруга вождя, ее играет Вероника Романова, впечатляет не меньше. Ей веришь, особенно веришь ее слезе в финале.
Веришь и Васе с Петей. И с удовольствием наблюдаешь за их метаморфозами. Остров меняет героев, превращая прагматичного инженера во влюбленного романтика, а романтичного актера в расчетливого убийцу. Игру всех актеров, занятых в спектакле, оценили знаменитые гости. На премьере присутствовали друзья режиссера актеры московских театров Евгений Редько, Наталья Чернявская, Анатолий Горячев:

- Вы в Москве фору дадите многим, поскольку в театре сложился профессиональный коллектив. Сложилась семья. А если нам Алексей Чернобай предложит тряхнуть стариной и что-то сыграть, мы это сделаем с удовольствием, поскольку хотим обрести такую же свободу духа, какую обрели вы. Вы продемонстрировали раскрепощение. Желаем вашему коллективу перспектив и поддержки.
-Я вам завидую, поскольку атмосфера на сцене теплая, а вы ловите кайф от того, что делаете.
- Вы смогли оживить здесь все: и саму пьесу, и задумки Чернобая, и бамбук. Вы вдохнули во все свою душу и играли сердцем.

С режиссерским решением работы с пространством зала, когда он отказался от сцены в привычном понимании этого слова, а зрителей «разбросал» по всему острову, согласился автор сценария Алексей Слаповский:
- Я сочинял пьесу, как мне казалось, для огромнейшей сцены, примерно для такой, как сцена театра Красной Армии. Я видел тысячи аейев, а на их фоне двух маленьких представителей чуждой племени цивилизации. Сегодня Алексей Чернобай убедил меня, что пьесу «О» можно играть на маленькой сцене, что постановка может быть «семейной». Стала понятна задумка надеть на зрителей накидки. Сначала я воспринимал их как часть ландшафта, потом все-таки увидел людей, органично вписавшихся в остров. Я увидел представителей двух разных национальностей или двух рас – мужчин и женщин. Женщины почти весь спектакль улыбались, кроме моментов, когда им было страшно за героев, мужчины думали. Эффект от трюков потрясающий. Трюк с падающим в миллиметре от наших ног шестом выше всех похвал.

Трюков в спектакле действительно много, еще больше световых и звуковых эффектов. Появление актеров в самых разных местах зала – сверху, снизу, за спиной зрителя держит в напряжении весь спектакль, может быть, поэтому время пролетает незаметно. Оно летит там, где нет места скуке. Зрителей ждет много сюрпризов. Я только дома осознала, что в кармане сумочки принесла из театра горсточку попкорна, полученную от одного неслабого аейца. Не случайно, сразу несколько зрителей (точнее зрительниц) оценили этот спектакль не иначе как в формате 5D. Поскольку мужчины весь спектакль думали, то их оценка была несколько иной. Представители сильной половины человечества увидели не фантасмагорию, а реальные события реальной жизни. И даже провели аналогию с Александровом, где цивилизованно жить приходится не всегда, но жить совместно по совести мы просто обязаны. Странно, что мужчины ничего не сказали о зажигательных танцах и красивых девчонка хореографического ансамбля «Иллюзион» (руководитель Ольга Лупихина). Явно постеснялись, поскольку были с супругами, а девушки заслуживают самых лестных отзывов. Они задавали ритм ритуальными плясками, без которых представить далекий остров было бы невозможно.
Колоссальную работу выполнила и художник театра Мария Царева. Театральный художник – это всегда непросто, на нем и декорации, и костюмы, и грим. Постановка пьесы «О» потребовала полной отдачи. Мы привыкли, что у Чернобая в спектаклях декорации сменные. Появляется свежая декорации, меняется восприятие, достигается эффект воздействия на зрителя новым цветом и формой. А вот в спектакле «О» все декорации на местах сразу, но они настолько сложно устроены, что рассматривать их не скучно. И океан впечатляет, и бамбук, а он повсеместно, и причудливые камушки с ракушками на горе. Костюмы бесспорно эффектные, прически тоже.
Спектакль будут играть и весной, и летом. Следите за афишами. Постановка заинтересует людей разного возраста. А посмотреть фантасмагорию «О» надо уже только потому, что такого никогда в нашем городе не ставили, а возможно, не ставили никогда и нигде. И тем, кто это сделает впервые, остается только позавидовать. Это к ним будет взывать вождь племени: «Аейи-и-и!», для них будет шуметь океан, им будут улыбаться загадочные островитянки.
Ульяна Светлова

Hosted by uCoz